"Газпром нефть" в июне 2007 года учредило сбытовые предприятия
ООО «Газпром нефть - Таджикистан» и ООО «Газпром нефть - Казахстан» на
территории республик Таджикистан и Казахстан. Об этом говорится в сообщении
компании. Дочернему предприятию ОАО «Газпром нефть» - ООО «Газпром нефть - Азия»
(зарегистрировано в республике Кыргызстан) принадлежит 100% в уставном капитале
созданных обществ.
В настоящее время «Газпром нефть - Казахстан» имеет договора с
11 нефтебазами, через которые реализуются нефтепродукты Омского НПЗ. «Газпром
нефть - Таджикистан» арендует 4 нефтебазы, на которых также реализуется
продукция ОНПЗ. В перспективе на базе новых предприятий планируется
строительство сети АЗС, говорится в сообщении.
Очевидно, «Газпром нефть» продолжает укреплять свои позиции на
азиатском рынке. В прошлом году азиатская «дочка» российской компании купила
сеть АЗС в Киргизии. Теперь «Газпром нефть» намерена расширить свое присутствие
в Азии и выйти на сбытовые рынки Казахстана и Таджикистана, комментирует эксперт
нефтегазового сектора
НКГ «2К Аудит - Деловые консультации» Зиновий Хейфец. - Планы
у «Газпром нефти» весьма амбициозны, на азиатскую кампанию она собирается
потратить в ближайшие пять лет 49-57 млн. долларов. Таким образом, «Газпром
нефть» уже в скором времени может серьезно расширить свое присутствие на
розничном рынке центральной Азии.
Интерес для «Газпром нефти» в регионе представляют именно сети
АЗС. Несколько автозаправок или единичные АЗС компанию явно не устроят. Средняя
цена на бензин в Казахстане и Киргизии меньше, чем в России, в этой связи
компания будет заинтересована в увеличении сбытовых мощностей. В Таджикистане
ГСМ стоят несколько дороже, но, учитывая транспортные расходы, «Газпром нефти»
будет так же важен, прежде всего, объем продаж.
Российская компания рассчитывает на мощности Омского НПЗ.
Однако по местоположению он явно проигрывает казахстанским нефтеперерабатывающим
предприятиям, которые помимо внутреннего спроса, экспортируют ГСМ в ту же
Киргизию и Таджикистан. Тем не менее, российские нефтепродукты занимают
значительную долю рынка Центральной Азии. Очевидно, именно на эту часть рынка и
будет претендовать «Газпром нефть». Сегодня «Газпром нефть» реализует продукцию
ОНПЗ через арендуемые нефтебазы. В Казахстане таких баз у российской нефтяной
компании - 11, в Таджикистане - 4. Эти нефтебазы, судя по всему, и станут
основой для выхода «Газпром нефти» на розничный рынок.
Впрочем, создать собственную сеть АЗС в Таджикистане или
Казахстане российской компании будет непросто. Сегодня этот рынок развивается
мощными темпами, в связи с чем, он весьма привлекателен для инвесторов. В
частности, национальная казахстанская компания «КазМунайГаз» планирует к 2010
году увеличить свою сеть АЗС более чем в два раза и довести свою долю на рынке
страны до 16%. В этой связи, «Газпром нефть» должна быть готова к серьезной
борьбе за азиатские автозаправки.
От: 23.08.2007