Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" покупает 376 автозаправочных станций в шести
странах Европы. Как сообщили сегодня в пресс-службе компании, подписан договор о
приобретении розничного бизнеса ConocoPhillips.
Приобретенные активы включают 156 АЗС в Бельгии, 49 - в Финляндии, 44 - в
Чехии, 30 - в Венгрии, 83 - в Польше и 14 - в Словакии. По данным специалистов
"ЛУКОЙЛа", приобретенные станции являются лидерами по эффективности на своих
рынках, сообщает ИТАР-ТАСС.
"Эта сделка полностью соответствует параметрам стратегии компании по
развитию бизнес-сегмента даунстрим, в соответствии с которой "ЛУКОЙЛ", в
частности, планирует значительно расширить свою розничную сеть в странах Европы
для сбыта продукции с увеличенной добавочной стоимостью", - сказал президент
"ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов.
Окончательное оформление сделки, включая получение одобрения со стороны
Европейской комиссии по конкуренции, должно быть завершено во втором квартале
2007 года. Сумма сделки не раскрывается. Однако, по предварительным оценкам
экспертов, на покупку ЛУКОЙЛ может потратить от 400 до 640 млн. долларов.
На данный момент автозаправки работают под маркой Jet, однако "ЛУКОЙЛ"
намерен провести ребрендинг: после завершения сделки АЗС будут работать под
брендом ЛУКОЙЛ. Завершение сделки намечено на второй квартал 2007 года, после
того как она будет одобрена регулирующими органами.
Как полагает кредитный брокер "Первой брокерской конторы" Лев
Эмлер, сделка по приобретению "ЛУКОЙЛом" сети заправок у своего
американского партнера ConocoPhillips вписывается в стратегии обеих компаний. Он
отметил: ""ЛУКОЙЛ" сокращает объемы экспорта сырья в пользу продаж
нефтепродуктов. При этом компания стремится реализовывать продукцию через
собственные розничные сети. ConocoPhillips реализует собственную программу по
перераспределению активов компании.
Сеть заправок Jet, которые покупает "ЛУКОЙЛ", вряд ли являются
окончательной целью компании по завоеванию иностранного рынка. Целью компании
являются нефтеперерабатывающие активы за рубежом. Однако до недавнего времени в
этом направлении она терпела неудачи. Попытки "ЛУКОЙЛа" купить Гданьский НПЗ в
Польше, Mazeikiu nafta в Литве, Hellenic Petroleum в Греции и Europort в
Нидерландах оказались неудачными.
Причин таких неудач несколько, из них можно выделить две основные.
Во-первых, цена: нефтеперерабатывающие активы на данные момент очень
привлекательны для инвестиций. Претенденты на выставляемые на продажу НПЗ
выстраиваются в очередь. Во-вторых, иностранцы не очень доверяют российским
компаниям и не охотно пускают их на свой рынок.
Покупка сети европейских автозаправок Jet и ее ребрендинг позволят
"ЛУКОЙЛу" завоевать доверие европейцев, хотя этот процесс может затянуться не на
один год. Таким образом, "ЛУКОЙЛ" начал долгосрочную кампанию выхода на
европейский рынок. Впрочем, первые плоды покупки сети Jet компания сможет
ощутить уже скоро. В начале февраля вице-президент фирмы Леонид Федун заявил о
намерении приобрести нефтеперерабатывающий завод в Бельгии. Также компания
рассматривает возможность войти в капитал чешской Unipetrol. (Хотя в этом случае
речь идет не о самой Unipetrol, а о ее дочке Ceska Rafinerska, в которую входят
два НПЗ (Litvinov и Kralupy), примечательно, что 16,33% акций Ceska Rafinerska
принадлежат ConocoPhillips). Результат переговоров по этим сделкам, скорее
всего, будет зависеть от того, как пройдет покупка "ЛУКОЙЛом" сети АЗС Jet.
Стратегия и планы "ЛУКОЙЛа" ясны и понятны. Наиболее интересны мотивы,
подвигнувшие ConocoPhillips к этой сделке. Сеть автозаправок Jet - достаточно
доходное предприятие. Показатель среднесуточной продажи на этих заправках для
Европы очень неплох. Вряд ли ConocoPhillips решилась продать сеть только из-за
партнерских отношений с "ЛУКОЙЛом" (ConocoPhillips владеет 19% акций российской
компании).
Возможно, за столь активную помощь ConocoPhillips в продвижении "ЛУКОЙЛа"
на европейский рынок, российской компании будет выставлен счет. И счет этот
будет измеряться отнюдь не в денежном эквиваленте.
Примечательно, что за несколько дней до объявления о сделке по продаже
"ЛУКОЙЛу" европейской сети АЗС Jet, принадлежащей ConocoPhillips, главный
исполнительный директор американской компании Джеймс Малва выступил с интересным
заявлением. Он выразил мнение, что США необходимо увеличить импорт нефти из
России и ближневосточных стран. Это заявление и дальнейшие действия
ConocoPhillips и "ЛУКОЙЛа" позволяют сделать предположение, что, продавая
европейские активы, американская компания серьезно рассчитывает на создание
совместных предприятий с "ЛУКОЙЛом" на территории России".
От: 19.12.2006