Пока дубайский эмир, страна которого в эти дни принимает
очередную международную аэрокосмическую выставку, приценивается к российским
МиГам и СУ, на их родине на полосы боевых аэродромов готов встать самолет еще
одного легендарного авиационного конструкторского бюро - "Яковлева". ВВС в
начале ноября доложили, что "с положительным результатом" наконец завершили
более чем 10-летнюю программу государственных испытаний учебно-боевого самолета
Як-130.
Вот только родные аэродромы могут оказаться для приглянувшихся
эмиру МиГов и СУ, а также не менее перспективного "Яка" пострашнее всех F-16 и
"Миражей". Но сначала - о приятном.
В начале 90-х создатели Як-130 решили построить по-настоящему
современный учебно-боевой самолет, отвечающий международным стандартам боевой
авиации и, следовательно, имеющий широкие перспективы на мировом авиарынке. Для
этой цели в 1992 г. КБ Яковлева подписало соглашение с итальянской фирмой
Aermacchi Spa о совместной разработке самолета.
Несмотря на то, что позднее этот партнер вышел из программы,
самолет удалось оснастить бортовым радиоэлектронным оборудованием известных
западных фирм ВАЕ Systems и Honeywell. Кроме того, Як-130 оснащен системой
управления, которая может перепрограммироваться в зависимости от типа боевого
самолета. В целом же новый "Як" будет входить в единый отечественный
учебно-тренировочный комплекс по типу комплекса T-45 TS, который сформирован в
ВМС США.
Кроме завидной электронной начинки, этому самолету есть что
предложить и по остальным характеристикам.
Вооружение: максимальная боевая нагрузка 3000 кг, в том числе
управляемые ракеты класса "воздух-поверхность" Х-25МЛ и класса «воздух-воздух»
Р-73, 23-х или 30-миллиметровые пушки. Интересно, что рассматривалась
возможность использования западного ракетного оружия, в частности, американских
ракет малой дальности класса "воздух-воздух" "Сайдуиндер" и управляемых ракет
класса "воздух-поверхность" "Мейврик".
Летно-технические характеристики: максимальная скорость 1040
км/ч, максимальная скороподъемность 51 м/с, боевой радиус в варианте ударного
самолета - 555 км. Двигатели: два турбореактивных двухконтурных двигателя
словацкой фирмы Povazshke Strojarne L.M. тягой по 2200 кгс.
Итак, теперь вся боевая подготовка военных летчиков будет
производиться на однотипном парке учебно-боевых самолетов Як-130. Конечно, это
хорошо. Но самолет, пилотируемый пусть даже прекрасно подготовленным летчиком,
не может все время находиться в воздухе: чтобы туда попасть, необходимо сначала
благополучно взлететь, а затем не менее благополучно приземлиться.
Между тем, согласно заявлению главного «тыловика» ВВС Ивана
Пенькова, сделанного в конце 2005 г., 70% российских аэродромов требуют
незамедлительного капитально ремонта. И за минувшее два года ничего не
изменилось, несмотря на стабильно возрастающий официальный бюджет военного
ведомства. Сегодня отечественные ВВС едва ли наберут два десятка авиабаз,
взлетно-посадочные полосы и рулевые дорожки которых отвечали бы требованиям
безаварийной эксплуатации боевой техники. На других полосах техника попросту
уродуется после каждого взлета и посадки: ломаются стойки шасси, деформируется
планер, отказывают двигатели и навигационное оборудование.
Какое наиболее оптимальное решение в таких условиях принимает
командование той или иной летной части? К тому же, если примем во внимание, что,
по данным 2005 г., из состоящих на вооружении 1800 самолетов на земле оставалось
1200 машин по причине отсутствия средств на текущий, регламентный и капитальный
ремонт.
Правильно. Нет взлета-посадки - нет аварии. Вот и летают наши
офицеры не в пример ассам с "Нимица" считанные часы в году. Чего стоит один
только случай с майором Валерием Трояновым, который в том же 2005 г. при
коротеньком перелете из Ленинградской области в Калининградскую ухитрился
заблудиться, залететь, вызвав приграничный инцидент, в Литву и успешно
катапультироваться, разбив, естественно, истребитель Су-27.
Согласно планам российского министерства обороны, не менее 50%
военного бюджета будут выделять на закупку и модернизацию вооружений. Факт
боевой техники на вооружении означает, что она должным образом содержится и
осваивается. Но для этого необходимо водить, стрелять и летать.
Осталось лишь обустроить большое аэродромное поле...
От: 12.11.2007